Гусеничная ходовая часть
Ходовая часть - это совокупность элементов шасси, которые предназначены для передачи массы машины на опорную поверхность, сообщения поступательного движения и реализации силы тяги, необходимой для копания и наполнения грунтом рабочего органа бульдозера, бульдозера-рыхлителя, скрепера, грейдера.
Гусеничная ходовая часть обеспечивает машине следующие преимущества: высокие тягово-сцепные свойства (сцепление гусеницы с грунтом в 1,5... 1,7 раза больше, чем у колеса), повышенную проходимость по бездорожью и пересеченной местности, низкие удельные давления на грунт (0,03...0,08 МПа), высокую маневренность.
Недостатки гусеничной ходовой части - низкие рабочие и транспортные скорости движения (2,7...3,3 м/с), высокая металлоемкость, меньший срок службы (1500...2000 ч), разрушение покрытия асфальтовых и бетонных дорог, необходимость применения транспортных средств (трейлеров, большегрузных автомобилей) для перемещения гусеничных тракторов с объекта на объект при большом расстоянии.
В гусеничных тракторах преимущественно используют эластичную и полужесткую (тележечного типа) ходовые части. Эластичная ходовая часть обеспечивает большие плавность хода и скорость движения трактора; тележечная ходовая часть воспринимает большие внешние (агрузки и обеспечивает лучшие точность управления и качество работ при агрегатировании с бульдозером.
Эластичную ходовую часть применяют на тракторах типа ДТ-75НР ДЭТ-250М2, полужесткую тележечную - на тракторах Т-4АП2, Т-170.
Эластичную ходовую часть трактора ДТ-75НР монтируют на раме. В ее передней части шарнирно установлены две коленчатые оси, на которые воздействуют пружины механизма натяжения. На осях на подшипниках свободно вращаются направляющие колеса, юддерживающие гусеницы в натянутом состоянии. С двух сторон рамы шарнирно закреплены по две балансирные каретки, которыми трактор опирается на гусеничную цепь. Ось, установленная в одней части рамы, служит опорой конечным редукторам и ведущим звездочкам, которые входят в зацепление с гусеницей. Трактор снабжен двумя гусеничными цепями, которые расположены снаружи рамы. Каждая гусеничная цепь замкнута. Нижняя ее ветвь опирается на грунт и входит в зацепление с ним с помощью почвозацепов. Верхняя ветвь гусеницы опирается на поддерживающие катки, Раму трактора выполняют жесткой. Состоит рама из двух продольных лонжеронов, которые связаны между собой жестко передним и задним поперечными брусьями. Спереди бугелями к лонжеронам прикреплен передний брус с противовесом, сзади к ним приварены кронштейны, которые снабжены шарнирными опорами для крепления осей ведущих звездочек. В средней части сверху на лонжеронах расположена ось для крепления педалей и рычагов.